«

»

«Где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них»

0_bafee_48359dcb_origКрестный ход «По стопам миссионеров Алтайских» – 2014 протянулся во времени с 22 по 28 июля и в пространстве от Маймы через Кызыл-Озек, Средний Сайдыс, Урлу-Аспак, ст. Ингурек, Элекмонар, турбазу «Викинг» (7 км от Элекмонара) до Чемала. По счету это был уже восьмой крестный ход с таким названием, и маршрут его в начальных и конечных пунктах совпал с первым крестным ходом 2007 года. Благословил богослужение под открытым небом епископ Горноалтайский и Чемальский Каллистрат.

В Чемале 28 июля праздновалось столетие со дня освящения храма в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость», строительство которого в 1912 году благословил архиепископ Макарий, апостол Алтайский, а в 1914-м освятил он же, но уже в белом клобуке митрополита. Этому событию и был посвящен крестный ход 2014 года.

Праздничное богослужение в понедельник, 28 июля, возглавил владыка Каллистрат, ему сослужило священство Горноалтайской епархии.

Планы и их корректировка жизнью

Первоначально планировался двухнедельный молитвенный поход по следующему маршруту: на первом этапе – от Маймы до Чемала, на втором – от с. Иня до с. Усть-Кокса. Это был бы самый протяженный во времени и пространстве переход. Однако коррективы внесла погода: в конце мая – начале июня в Горном Алтае случилось катастрофическое наводнение: в результате многодневных интенсивных дождей вспухли и разлились реки и ручьи, затопило сотни жилых домов, размыло дороги и посносило мосты через водные преграды. Были даже погибшие. Поэтому иерею Лаврентию пришлось значительно укоротить маршрут, убрав из него вторую часть пути.

Пастыри и пасомые

Итак, руководителями и организаторами похода на этот раз стали иерей Лаврентий Донбай, клирик Преображенского храма г. Горно-Алтайска, иерей Николай Шмидтке (настоятель чемальского храма «Всех скорбящих Радость») и иерей Сергий Башкатов (храм Сошествия Святого Духа в Майме). В интервью нашему корреспонденту отец Лаврентий рассказал, как возникла идея крестных ходов «По стопам миссионеров Алтайских». В 2007 г. он впервые в жизни по благословению правящего архиерея Барнаульской епархии пошел в крестный ход в Коробейниково, не имея представления о том, что это такое. И, что называется, загорелся. Тогда-то батюшке и пришла в голову идея крестных ходов по Горному, что он не замедлил реализовать в том же году, проведя в течение двух недель все необходимые подготовительные оргмероприятия. Так что отца Лаврентия можно считать «крестным отцом» крестных ходов по Горному Алтаю. И вот их пройдено уже восемь. Причем все маршруты разрабатываются оригинальные. Они могут частично повторяться, но никогда полностью до сих пор не совпадали. Это одна из главных особенностей крестных ходов «По стопам миссионеров Алтайских».

Другая их особенность – выраженная миссионерская составляющая. В зависимости от возможностей это показ в населенных пунктах либо православных фильмов, либо концертов, проведение бесед, оказание посильной помощи местному населению.

Под крыло указанных пастырей собрались крестоходцы из Горно-Алтайска и Маймы, Барнаула и Томска, Новосибирска и Казахстана, Москвы и Кемеровской области – всего примерно 120 человек. Примерно, потому что число это плавающее: кто-то примыкал к крестному ходу в пути, кто-то отбывал по разным обстоятельствам, не дойдя до конца маршрута. Так, руководитель молодежного отдела Томской епархии Андрей Труш вынужден был покинуть маршрут на два дня раньше в связи со срочным вызовом в епархию. В составе боевой группы томичей была добросовестнейший летописец Татьяна Романова, а также звонкоголосая певчая Ника. Значительная группа прибыла из Барнаула – 30 человек – организованно, на спецавтобусе. Таким же путем барнаульцы по окончании крестного хода все вместе убыли в столицу Алтайского края. К сожалению, в этом году в этой тридцатке почти не было представителей молодежной организации АКМОО «Слово», кроме Веры, Дарьи и Семена, тогда как обычно кружок «Слово» в горах Алтая представляли не менее десятка, а то и более участников.

Крещение

У крестного хода – 2014 была еще одна неповторимая особенность. Из-за размытых дорог и полной их непроходимости для автотранспорта в районе ст. Ингурек пришлось уже на ходу еще раз корректировать маршрут, преодолев часть пути на автобусах в окружную – через Горно-Алтайск. В итоге основная часть крестного хода в Ингурек так и не попала, туда прошли лишь 15 самых сильных и упорных с большой иконой святителя Макария и во главе с иереем Николаем Шмидтке. Смельчаки несли на себе не только обычный легкий рюкзачок с питьем и пищей для обеденной трапезы, но и палатки, спальные мешки, суточный запас продуктов. Идя по бездорожью, они отклонились от маршрута и хотя ошибку исправили, но это стоило лишних усилий и времени. Преодолев 30 километров, к 9 часам вечера они вышли на ст. Ингурек, где благополучно заночевали. Днем ранее, когда 82 крестоходца шли через крутой перевал, их накрыл ливень с градом и грозой. Но не грады, бури и сильные ливни стали главной особенностью этого похода, хотя их хватало, а крещение местного населения. Средний Сайдыс и Урлу-Аспак – довольные глухие селения, где нет не то что храмов, но и крещеных православных буквально единицы. И вот благодаря дополнительному времени, появившемуся у крестоходцев, и в первую очередь у отца Лаврентия, батюшка смог собрать всех желающих сельчан сначала Сайдыса, а потом Урлу-Аспака, провел с ними катехизаторскую беседу, доходчиво и просто разъясняя азы православной веры. В результате в Сайдысе был крещен 21 человек – детей и взрослых, а в Урлу-Аспаке и того больше – 30 человек, начиная от младенцев и кончая людьми преклонного возраста. Причем в Сайдысе крестоходцы пожертвовали вновь крещаемым свои нательные крестики. Итого – более 50 человек 24 и 26 июля стали православными христианами. Отец Лаврентий призвал их помогать друг другу, жить единой общиной, приезжать на праздники и воскресные дни на богослужения в Горно-Алтайск и обещал при необходимости сам приезжать к ним в их села по приглашению. Кроме того, в Урлу-Аспаке даже объявились благотворители, желающие построить здесь храм или часовню.

Скорби и печали

Главной особенностью этого крестного хода для меня лично стало резко пошатнувшееся состояние здоровья. Если в первый день 25 километров я еще кое-как прошел, изнывая от палящего зноя и ощущая все более наваливающуюся усталость, то на второй день, когда надо было пройти 27 километров по грунтовым дорогам (раньше для меня такой переход не составил бы проблемы), я вдруг почувствовал, что сил совсем нет. И вынужден был записаться в «сопровождающего вещей». Это стало для меня, конечно, страшным ударом.

На третий день, когда крестный ход должен был штурмовать крутой перевал по бездорожью (18 км), я также почувствовал, что идти не смогу. А на четвертый день из-за непроходимости для техники, как уже было сказано, лишь 15 самых крепких и сильных крестоходцев ушли по 30-километровому маршруту с полной выкладкой. С ними пойти в таком состоянии мне даже нечего было и мечтать. Итого, из шести походных дней смог идти только три дня, да и то два последних перехода был сверхлегкими – по семь и четырнадцать километров соответственно. Все это ввергло меня в состояние уныния, о чем не замедлил на исповеди покаяться священнику. А он привел такой интересный случай. В 2008 году состоялся всемирный православный крестный ход «Под звездой Богородицы», в котором принял участие один из наших крестоходцев с многолетним опытом. И вдруг совершенно неожиданно ноги его покрылись многочисленными волдырями от мозолей, да так, что он просто не мог идти. Отчего же так случилось? Именно из-за своей многоопытности крестоходец возомнил о себе слишком высоко, и Господь таким способом его смирял. Гордым Бог противится, а смиренным дает благодать. Мысли батюшки совпали с моими, нечто подобное предполагал и я: гордыни во мне просто девать некуда, тем более что в 2014 году случился мой десятый, юбилейный крестный ход в Коробейниково и седьмой «По стопам миссионеров Алтайских». Вот Господь по милости Своей и отнял у меня силы, чтобы я в полной мере смог ощутить всю свою ничтожность и убогость. Слава Богу за все!

Радости и утешения

Но было бы заблуждением считать, что в этом крестном ходу я испытал одни немощи, болезни и уныние. Господь щедро одарил меня радостью общения с моими друзьями. Антуан де Сент-Экзюпери сказал: «Единственная известная мне роскошь – это роскошь человеческого общения». Мы купались в этой роскоши. Вера Короткова, Даша и Сеня из кружка «Слово», Володя Цыганков с дочкой Викой и я – мы были одной семьей. Особенно запомнился один эпизод в с. Средний Сайдыс. Ночью разразилась страшная гроза с ураганными порывами ветра, бесконечными разрядами молний и ливневым дождем. Я проснулся в своей палатке, которая ходила ходуном. Вскоре почувствовал, как по палатке разливается холодная лужа, проникая и в спальник. Еще несколько минут – и рухнули обе опорные тычки, которые подпирают кровлю палатки, после чего я оказался погребенным под мокрыми брезентовыми стенами. При установке палатки проблема была в том, что почва здесь оказалась настолько каменистой, что прочно вбить алюминиевые и проволочные клинья, которыми натягиваются и крепятся крылья палатки, не было никакой возможности. Отсюда и такая катастрофа. Вымокло все – спальник, одеяло, одежда и пр. Остались сухими фотоаппарат, мобильник, бумажник, которые я особенно берег, а также запасные рубашка и брюки. Лужа натекла и в домик Веры и Даши, хотя их палатка и устояла. Выручили Вова с Викой, у которых палатка не только устояла, но и не подтекла. Остаток ночи мы провели у них…

Мы вместе шли в крестном ходу, трапезничали, пили чаи, ставили рядом свои палатки, общались. Конечно, наша дружба не исключала общения с другими крестоходцами. У нас были очень хорошие отношения с Настей и ее детьми Яриком и Илюшей; с Виктором, Мишей и Олегом – ребятами, которые несли большую икону Христа Спасителя; с Андреем Трушем, Никой и Таней Романовой – нашими друзьями-томичами; с ребятами из Новосибирска. С большой радостью я увидел вновь Володю Романовича из Горно-Алтайска, с которым познакомился в прошлогоднем крестном ходу. Как радостно было видеть, что Ксения из Усть-Коксы, с которой Владимир познакомился год назад, теперь его жена! Вот так Господь соединяет сердца верных своих чад. И это не единственный случай такого рода, который я знаю! С нами рядом была Наталья Петровна – мама моих друзей Елены и Надежды, которых в этом году, к сожалению, не было в крестном ходу по семейным обстоятельствам. Пивали мы чаи и с очень хорошим человеком врачом Ольгой, которая щедро делилась медикаментами и советами, как укрепить сердце и избавиться от температуры. Щедро угощал нас медом и своим общением брат и мой кум Антоний по прозвищу «трижды величайший». И, конечно, с нами был символ крестных ходов монах Кирион, который неизменно приветствует знакомых крестоходцев словами: «С наступающим!..» Речь, разумеется, идет об очередном наступающем крестном ходе. Ну и, конечно же, были прекрасные юные сердца Елена, Марина, Виолетта, Кристина, Соня и многие другие, с которыми мы вместе молились, общались, трапезничали, пили чай, шли бок о бок, улыбались друг другу, причащались из одной чаши. Радостно было узнать, что наш друг Сеня впервые в этом крестном ходу исповедался и причастился. Долгой была его дорога к Чаше, ведь он был с нами еще и в крестном ходу Майма – Улаган в 2013 году. Очень близка и дорога нам семья Клепиковых – Леонид Петрович, Ольга Васильевна и сын их Дима. Их помощь крестному ходу бесценна, а общение с ними доставляло истинную радость.

И еще о батюшках. Хотя наши отцы, будучи священнослужителями, являются Божьими людьми и Его слугами, но батюшки – участники крестного хода – 2014 – дороги нам и как очень близкие и добрые, умные и заботливые люди. Кроме уже названных, с нами был, правда, урывками, иерей Иоанн Ступишин с супругой Натальей, тоже, кстати, мои кумовья.

Вместо заключения

Почему так особенно ярка и незабываема «радость человеческого общения» именно в крестном ходу? Не потому ли, что «где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них» (Мф. 18, 20)?! Где Бог, там и счастье. «Для ребенка ад – быть вдали от матери, для человека – быть далеко от Бога», – сказал старец Паисий Святогорец. А в крестном ходу Бог близок к человеку как нигде и никогда. Вот почему мы были так счастливы здесь вместе – ведь мы собрались во имя Его.

Хотелось бы выразить благодарность организаторам и участникам крестного хода 2014 года за все добро и любовь. Спаси вас Господи!

Владимир Клименко

http://www.altai.eparhia.ru/eparhia/news/?id=7750

Фото