Интервью с Преосвященнейшим Макарием, епископом Горноалтайским и Чемальским
Владыка, из Вашей официальной биографии мы знаем, что родились Вы в Новокузнецке. Расскажите нам о Вашей семье.
Да, я родился в Кузбассе, в Новокузнецке, и там прожил первые 17 лет жизни. После окончания средней школы я переехал в Тюмень и жил там до 2010 года, когда перебрался в Тобольск, и поступил в Тобольскую Духовную семинарию.
Мои родители православные христиане, Борис и Любовь, ныне живы-здоровы и проживают в Тюменской области. Папа по специальности электромонтёр, работал на Западно-Сибирском металлургическом комбинате, сейчас на пенсии. Мама педагог, воспитатель детского сада, тоже пенсионер.
В семье двое детей: я и мой младший брат Михаил, который сейчас проживает в Тюмени и работает в сфере нефтегазовой промышленности.
Как детство повлияло на Ваше мировоззрение?
В пору моего детства наша семья не была воцерковлена, более того, никто тогда даже не был крещен. Но во мне определенная религиозность жила с самого юного возраста. Помню, что всегда уважительно относился к людям, особенно к старшим, был внимателен к тому, что они сказали, о чем попросили… За творением стоит Творец, за человеком стоит Господь, а человек есть образ и подобие Божие. У меня всегда было ощущение вездеприсутствия Божия, поэтому с детства я старался сторониться опасных ситуаций, откровенных хулиганских компаний и юношеского легкомыслия, хотя (видит Бог!) мог впадать в искушения.
Чем Вы любили заниматься в детстве? Чем увлекались?
С самых юных лет я любил ходить на рыбалку. Сейчас даже не знаю, кто меня к этому наставил и приохотил! Я мог после занятий в школе взять удочки и пойти на близлежащее к дому озеро. Ловил там карасиков на хлебушек и на червячков. Обычно я один рыбачил, а в старших классах ко мне нередко присоединялись школьные друзья.
Еще с этой компанией друзей школьников-старшеклассников мы часто ходили на школьный стадион, соревновались на турниках и брусьях. Несколько лет я занимался в спортивной секции лёгкой атлетики, бегал на короткие дистанции. И сегодня чувствую, что те спортивные занятия, которые имел в молодости, не прошли даром; и рыбалка, которой продолжаю заниматься, тоже развивает и поддерживает меня в хорошей физической форме.
В школьные годы я также любил читать. Помню, приходил со школы и на диване по нескольку часов мог проводить время с книжкой в руках. В основном это были книги по школьной программе. Это было совмещением приятного с полезным. Полезным, потому что выполнялась школьная программа, а приятным, потому что я действительно нахожу удовольствие в чтении. Моим любимым уроком в школе была литература. Я ходил на литературу не как на школьный урок, а как в интеллектуальный клуб, где, под предводительством учителя литературы, моими собеседниками становились великие писатели «золотого и серебряного века» русской литературы, и герои их произведений.
По окончании школы Вы поступили на юридический факультет. Почему Вы выбрали юриспруденцию?
Юриспруденцию для меня выбрала моя мама. Меня привлекали философский, филологический или исторический факультеты, поскольку у меня гуманитарный склад ума, но мама меня направила в более практическое русло. И в 1994 году я стал студентом юридического факультета Тюменского Государственного университета.
Вы крестились в зрелом возрасте. Как Вы пришли к Вере? Кто или что на это повлияло?
Я принял Святое Крещение в 18 лет, обучаясь на первом курсе университета. Я очень ответственно подошел к выбору веры, почувствовав ее необходимость для себя. В Тюменской областной библиотеке я познакомился с Кораном, Бхагаватгитой, Торой и другой религиозной литературой. Но только когда я читал Душеполезные поучения христианского автора Аввы Дорофея, то почувствовал сердечный отклик, некое движение моей души. Я был готов подписаться под каждой страницей слов святого подвижника. У церковного писателя II века Тертуллиана есть глубокомысленное изречение о том, что «душа человеческая по природе христианка». Это так, и я лично об этом свидетельствую! На христианские мысли и поучения Аввы Дорофея у меня откликнулись и сердце, и интеллект, и совесть.
Мой выбор Православия был осознанным и личным. Не благодаря родителям или знакомым, – никто из моих близких и знакомых тогда не был православным человеком. Но по призывающей благодати Божией, и благодаря целенаправленному изучению сочинений святых отцов Церкви. Таким личным чудом Господь Бог меня к Себе призвал, привлёк, приблизил, и я откликнулся на Его зов. Этим я очень дорожу. Это для меня очень значимо. И с тех пор я высоко ценю духовные сочинения святых отцов Православной Церкви и всем, желающим прийти к Богу, и объективно разобраться в вероучениях, рекомендую с ними знакомиться.
Как Вы пришли к решению поступить в семинарию и стать монахом?
Студентом семинарии, а потом и монахом, я стал благодаря промыслу Божию. После окончания юридического факультета университета я трудился юристом на различных предприятиях в течение 12 лет. Однажды мне было поручено выполнить задание, которое, по моим внутренним убеждениям, противоречило моей совести. Я отказался подписать подготовленные документы. Когда я был вызван руководителем и сообщил ему об этом, он мне предложил написать заявление на увольнение. Вернувшись на свое рабочее место, я так и сделал. И так получилось, что, казалось бы, обычный рабочий день, еще с утра не предвещавший ничего особенного, стал последним днем моей светской жизни…
Я был совершенно спокоен, свободен, и даже чему-то рад. В тот день я решился поступать в семинарию. Ближайшая оказалась Тобольская. Мысль о том, что «Бог хочет чтобы все люди спаслись и достигли познания истины» (1 Тим. 2, 4) стала для меня самой главной. Все прояснилось и упорядочилось в сознании (вспоминаю изречение блж. Августина: «если Бог будет на первом месте, то все остальное будет на своих местах») Поступая в семинарию я отсек все лишнее в жизни, весь доверился и обратился к Богу. Все остальное стало пресным и неинтересным.
На 34-м году жизни я стал студентом Тобольской духовной семинарии, где оказался вдвое старше моих однокашников, которые поступали в семинарию сразу после окончания школы. Поскольку у меня было высшее образование, меня зачислили на 2-ой курс, и 4 полных года обучения в духовной школе прошли на одном дыхании. Я нашёл себя в семинарии. У меня не было никаких дисциплинарных нареканий и объяснительных, потому что я пришёл в семинарию изучить церковный порядок, и научиться ответственно жить по нему.
В семинарии я много думал о том, как мне вести себя дальше? Было ощущение какой-то неполноты и ущербности. Я интуитивно чувствовал, что нужно стать либо семейным человеком, либо принять монашество. Вскоре, в книге св. новомученика Николая Варжанского «Православный противосектантский катехизис», я обнаружил созвучную мне мысль о том, что есть два пути в жизни человека, благословенные Богом: семейный и монашеский. Брак благословлён Богом, и в таинстве венчания Церковь молится о супругах поименно. Становящийся на путь монашества тоже получает благодать Божию в чинопоследовании монашеского пострига, о нём возносятся именные молитвы.
Пока я не встал ни на один из этих путей, я чувствовал некоторую ущербность, мрачноватость, безучастность и безблагодатность. Поэтому я понял, что нужно молиться, чтобы Господь послал мне путь жизни. Моя молитва была именно такова: Господи, дай мне путь жизни, в который я пойду… И случилось ещё одно маленькое чудо, очень личное, и я о нем умолчу. Но в начале 5 курса семинарии я сказал духовнику о своём желании принять монашеский постриг.
Это было второе моё решение, после которого приуныли мои родители (первый раз я их огорчил, когда сказал, что поступаю в семинарию).
Когда мы читаем Евангелие, то встречаем много разных людей, окружавших Господа, кто Вам лично ближе, на кого хотелось бы быть похожим и почему?
Есть один библейский персонаж, о котором я часто вспоминаю и размышляю. Это евангельский благоразумный разбойник. Преступник, которого за тяжкие преступления осудили на казнь и распяли рядом с невинным Спасителем мира, Иисусом Христом. И он, заслуженно страдая на кресте, исповедал Господа Богом и попросил Его, чтобы Он помянул его, разбойника, когда придёт во Царствие Своё. При этом он защищал Христа от нападок другого разбойника, неблагоразумного, который Господа хулил и над Ним насмехался.
Вот эти два разбойника на Голгофе рядом со Христом изображают все мировое человечество: людей благоразумных, которые, претерпевая жизненные скорби, страдания, болезни, – с верой, надеждой и любовью взирают на Христа; и неразумных, которые в подобных же обстоятельствах ропщут на Христа, хулят Его и не ищут Его Царствия.
Мы, православные христиане, стараемся принадлежать к благоразумной части человечества. Мы исповедуем Иисуса Христа нашим Спасителем, совершенным Богом и совершенным Человеком. Мы Ему молимся, исполняем Его заповеди, и просим Его принять нас во Царствии Своём. Человек неверующий лишь умножает свои скорби и делает свою жизнь бессмысленной.
Примерно через неделю после Вашего приезда в епархию Вы с большим увлечением и знанием дела учили ребят из Воскресной школы Свято-Макарьевского храма удить рыбу, и мы поняли, что рыбалка — Ваше увлечение. А чем Вы ещё увлекаетесь, любите заниматься? Чему ещё хотели бы научить ребят?
Рыбалка для меня – это всесторонний, глубокий, правильный, изначальный, приятный и полезный отдых для человека. Поэтому, когда я подслушал, что наша Воскресная школа выезжает на природу, то решил к ним присоединиться, приобщить детей, а также их родителей, здоровому отдыху. Потому что отдых на рыбалке никого равнодушным не оставляет, особенно когда она успешная, когда рыбка ловится.
Мы будем в этом направлении развиваться. Сейчас мы ожидаем прибытия в наше распоряжение двух больших добротных лодок с моторами, в дополнение к той, которая уже есть. Планируем на них совершать вылазки на природу, учить детей управлять лодкой, веслами и мотором. Будем совмещать приятное с полезным, чтобы и отдых был, и церковное общение, и молитва к Богу. И Господь будет посреди нас!
Чем я ещё увлекаюсь, люблю заниматься? Люблю просто общаться с разными людьми, беседовать на богословские, библейские темы и любые другие темы, чтобы привести их к богословским и библейским. Недавно был в гостях у нашего епархиального молодежного клуба «Остров», который ведет отец Лаврентий Донбай при Преображенском храме г. Горно-Алтайска. Мы там обсуждали разные вопросы. Все это мне интересно.
Что лично помогает Вам в жизни, что Вас укрепляет?
В Священном Писании Господь Иисус Христос именуется Камнем, Который отвергли неразумные строители жизни. А поскольку мы стараемся быть строителями благоразумными, то должны строить нашу жизнь на этом Камне. На Христе, на вере в Бога, на любви к Церкви. Это меня вдохновляет и помогает в жизни. А если случается какое-то недоумение, скорбь, то я их воспринимаю как мощный призыв для того, чтобы встать на молитву, открыть сердце Господу, довериться Ему, чтобы Он укрепил и вразумил.
Такая молитва, пусть краткая, но неотступная, помогает преодолевать разные скорби и недоумения в жизни. Все остальные средства, к сожалению, ненадёжны.
Какие качества характера Вы считаете важными в людях?
Для меня, в первую очередь, в человеке важна вера. Если у человека действительно есть деятельная, искренняя и опытная Вера, то он честный, порядочный, совестливый. Он исполнительный и добросовестный. Только верующий человек – в высшей степени нравственный человек, поскольку его основание в Боге, а Бог – это совершенство.
Как Вы лично восприняли свое избрание во епископы? Было ли это для Вас неожиданным?
Решение высшего священноначалия нашей Церкви о том, чтобы быть мне епископом, было для меня неожиданным. В очередной раз в жизни моей открылась новая страница. Избрание и рукоположение во епископы – это серьезная перемена, требующая от человека перестройки всего сознания и образа жизни. Главное, что требуется от епископа – это добросовестность и ответственность во всем, поставление Бога и Церкви Христовой во главу угла жизни.
Слово «епископ» греческого происхождения. Переводится как «блюститель, наблюдатель». Это мне очень близко. Мне интересно блюсти, и наблюдать христианина в себе самом, самому жить по заповедям Божиим, по церковным правилам и канонам, которые оставили нам святые отцы, и помогать в этом другим. Еще раз подчеркну, что надо знать сочинения святых отцов и дорожить теми трудами, которые они положили в здание Церкви Божией, чтобы все в ней было спасительно, «благопристойно и чинно» (1 Кор., 14, 40).
Быть священником – это большая честь и большая ответственность. Человек становится публичным, за ним пристально наблюдает множество людей, что требует быть очень внимательным к своей личной жизни и общественной деятельности. Это относится к каждому священнослужителю.
Когда меня избрали епископом в Горноалтайскую епархию, по-особенному вспомнились слова, которые мы неоднократно слышим на каждом Богослужении: «сами себя и друг друга и всю жизнь нашу Христу Богу предадим». Поэтому, предавая себя в руки Божии, принимаем решение священноначалия как волю и благословение Божие. А как нужно относиться к благословению Божию? Принимать его, благоговеть перед ним, и усердно исполнять, прося у Бога помощи.
В нашей епархии Вы служите уже два месяца. Поделитесь впечатлениями от увиденного. Когда Вы узнали о том, что будете епископом в Горном Алтае, наверное, как-то представили место, условия своего служения. Когда вы приехали, то реальность оказалась лучше или хуже, что из увиденного порадовало, что, наоборот, огорчило, что в ближайших Ваших планах?
Горный Алтай – сказочная земля! Его природа загадочна и таинственна, его пейзажи чудесны и романтичны, они располагают к религиозной созерцательности. Люди этой земли очень дорожат своей малой родиной, усердно оберегают ее. Теперь и мне выпало жить на этой земле, «возделывать и хранить» ее по заповеди Божией. А трудами моего предшественника по архиерейской кафедре, Высокопреосвященнейшего архиепископа Каллистрата, здесь в наилучшем виде устроена епархиальная жизнь. Будучи преемником владыки Каллистрата, я очень благодарен ему за его труды, которые я постараюсь продолжить.
Пока идет непростой период вхождения в архиерейские обязанности, во время которого нужно внимательно и осторожно осмотреться в том, куда нас Господь поставил, чтобы иметь со всеми мир и согласие. Это – принципиальные критерии моего труда.
Что Вы хотели бы пожелать читателям?
Всем людям, по заповеди Божией, хотелось бы пожелать того, чего желаю и себе. Искренней, глубокой, деятельной веры в Бога. Чтобы мы меньше увлекались какими-то нецерковными и бессмысленными мирскими устремлениями, чтобы больше посвящали себя Церковному благу и спасению своей души. Чтобы мы вдохновлялись трудами святых земли Алтайской, в том числе святителя Макария (Невского), который является моим небесным покровителем, у мощей которого промыслом и милостью Божией я имею возможность молиться каждый день. Чтобы жития святых угодников Божиих вдохновляли, учили нас отношению к жизни. Вот этого я желаю себе и всем людям. Помоги нам всем Бог!
Слово архимандрита Макария (Ющенко) при наречении во епископа Горноалтайского и Чемальского
18 августа 2024 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл в Тронном зале кафедрального соборного Храма Христа Спасителя г. Москвы возглавил чин наречения архимандрита Макария (Ющенко) во епископа Горноалтайского и Чемальского. При наречении архимандрит Макарий обратился к Святейшему Патриарху и сослужившим Его Святейшеству архипастырям со ставленническим словом.
Ваше Святейшество, Святейший Владыка и отец!
Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства!
С сыновьим почтением к вам позвольте сказать это краткое слово в день моего наречения во епископа Горноалтайского и Чемальского.
С детских лет, сколько помню себя, всегда ощущал я присутствие Божие в окружающем нас мире, всегда был внутренне обращен и расположен к Богу, «Который хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины» (1 Тим. 2:4). Однако во время моего детства и юношества, которые пришлись на советский период в истории нашего Отечества, в моем близком кругу не нашлось человека, который бы наставлял меня в вере и воцерковил. Как рассказано в Слове Божием об обращении к Богу некоего мужа Ефиоплянина: «он сказал: как могу разуметь, если кто не наставит меня? и попросил [апостола] Филиппа взойти и сесть с ним» (Деян. 8:31).
В начале моего жизненного пути, трудясь в миру, на светской работе, часто размышлял над словами премудрого царя Соломона, который некогда воскликнул: «Видел я все дела, какие делаются под солнцем, и вот, все — суета и томление духа!» (Еккл. 1:14). Позже я решил всецело посвятить себя служению совершенному Закону Божию в Церкви Божией. Поступил в Тобольскую духовную семинарию и молился: «Укажи мне, [Господи,] путь, по которому мне идти, ибо к Тебе возношу я душу мою» (Пс. 142:8).
В конце моего семинарского обучения Высокопреосвященнейший Димитрий, митрополит Тобольский и Тюменский, совершил надо мной монашеский постриг в честь святителя Макария, митрополита Московского, апостола Алтая, выпускника Тобольской семинарии 1854 года. Я благодарен Тобольской духовной школе, в которой мне Божией милостью суждено было потрудиться. И очень дорожу тем опытом, который я приобрел под святительским омофором Тобольского архипастыря и в собраниях тобольских пастырей, которым я старался быть соработником и сослужителем на ставшей мне родной Тобольской земле.
Покоряясь воле Божией, выраженной в решении Святейшего Патриарха и Священного Синода, направляюсь ныне на церковное послушание в Горноалтайскую епархию к месту апостольских трудов моего небесного покровителя святителя Макария (Невского) и его предшественника по Алтайской духовной миссии, а также ее основателя — преподобного Макария (Глухарева). Доверие Священноначалия, определившего мне местом моего служения этот край, заставляет меня бесконечно благоговеть перед выпавшим мне жребием.
Признаю, что считаю себя недостойным такого высокого призвания. Но, Богу содействующу, и по Вашим Святительским молитвам, Ваше Святейшество, и вашим, досточтимые архипастыри, приготовляюсь к этому церковному послушанию.
Согласно Уставу Русской Православной Церкви, епархиальный архиерей (епископ) «есть предстоятель местной Церкви» (Устав РПЦ, ХVI, 6). А греческое слово «епископ» переводится как «блюститель, наблюдатель». Из этого значения слова вытекает главная церковно-каноническая обязанность епископа — блюсти и наблюдать свою церковь, то есть епархию, во всем соблюдая Священное Предание Церкви, ее святые каноны и уставы, всегда поминая великое поручение Господа нашего Иисуса Христа, «идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам» (Мф. 28:19-20).
Смиренно припадаю пред Вашим Святейшеством и вами, богомудрые архипастыри, и прошу вашего благословения и святых молитв. Аминь.