13 октября в Горно-Алтайском государственном университете состоялась конференция, посвященная 100-летию возобновления Патриаршества в России. Высокопреосвященнейший Климент, митрополит Калужский и Боровский выступил с докладом «Смысл патриаршего служения в свете событий 2017 года»:
«Этот год насыщен историческими датами, которые мы не можем оставлять без внимания.
Почему нужно знать историю своей страны? Не только потому, что это делает человека по-настоящему образованным, эрудированным, расширяет его кругозор, но и потому, что знания в этих областях делают человека более ответственным, способствуют тому, чтобы он более бережно относился к историческому наследию. Невежество же часто приводит к тому, что человек готов разрушить многое, не понимая ценности, невосполнимости разрушенного. Самый яркий пример – разрушение храмов в советские годы. Те, кто готов был их рушить, обычно не только не понимали и не принимали во внимание чувства множества верующих людей, их боль, но и не осознавали, что каждый храм – это ещё и памятник истории и культуры. Разрушая храмы, они не только воевали против христианства, но и обкрадывали всех своих сограждан, отнимая у них возможность увидеть ещё одну ценность из сокровищницы нашей культуры, прикоснуться к стенам, выстроенным древними мастерами по уникальной технологии.
Роль просвещения в жизни человека очень велика. Истинно просвещенный человек – всегда созидатель, а не разрушитель.
В этом году у нас есть несколько причин с особой внимательностью обратиться к истории нашей страны. 100 лет назад Россия пережила две революции, на долгое время страна оказалась ввергнутой в неопределенность, голод, лишения, Гражданскую войну. А также сто лет назад, в 1917 году, произошло важнейшее событие для нашей Церкви – восстановление патриаршества. Теперь, оглядываясь назад, в историю, мы понимаем, что всё было неслучайно. Господь укрепил Церковь, дал сил выстоять в тяжелейших условиях.
Наша конференция посвящена теме восстановления патриаршества в России, но я вначале хотел бы сказать несколько слов о последнем царе-страстотерпце Николае 2. И скажу почему. В этом году столетия указанных событий с новой силой вспыхивают о нем споры. Самые разные люди дискутируют, был ли он хорошим правителем, сильной личностью, достойным человеком. Один из таких выпадов является скандальный фильм «Матильда», в котором преднамеренно искажен образ царя.
Мне представляется некорректной и во многом деструктивной для общественного сознания сама постановка этого вопроса. Она связывает катастрофу всей России с действиями и личными качествами единственного человека, ставшего во главе государства отнюдь не в результате государственного переворота, политической кампании и вообще какой бы то ни было борьбы за место самодержца. Он не давал никому предвыборных обещаний и не узурпировал власть, но принял бразды правления страной как послушание воле Божией. Точно так же — как из руки Господней — он воспринял впоследствии и свою трагическую участь.
На мой взгляд, более правильным будет задуматься над тем, какую пользу принесли России и ее народу, в том числе и нам, проходящим вековой рубеж многих судьбоносных событий в отечественной истории, царственные страстотерпцы.
Главное, что мы видим в них — это христианская семья, объединенная верой во Христа и Его Евангелие, надеждой на грядущее духовное возрождение России и самоотверженной любовью к ее народу.
Многочисленные свидетельства очевидцев и письменное наследие членов царской семьи дают основания утверждать, что последний российский император Николай II был искренне верующим православным христианином. Его супруга императрица Александра Федоровна росла в христианской семье и, приняв Православие в сознательном возрасте, была единодушной помощницей мужу в воспитании детей в искренней вере и в любви к России.
Впоследствии христианская вера помогала им находить утешение среди суровых обстоятельств заключения. Александра Федоровна в одном из писем призналась, что находит утешение в молитве и жалеет людей, «которые находят немодным, ненужным молиться».
Также из переписки известно, что, находясь под арестом, она одна и вместе с детьми помногу читала Священное Писание, находя в его строках внутреннюю опору и душевный мир. Возможно, наши жизненные обстоятельства не столь тягостны, тем не менее, царственные страстотерпцы подают нам пример истинно христианского перенесения невзгод и лишений, неоскудевающей веры и укрепления во Христе.
Православные воззрения и традиции, центром которых является любовь к Богу и ближним, задавали жизненный строй всей царской семьи и, в конечном счете, определили их судьбу. «Нет той жертвы, которую я не принес бы во имя действительного блага и для спасения России», — эти слова царь-страстотерпец не только декларировал, но и исполнил на деле вместе со всеми своими домочадцами. Подумайте, смог ли безнравственный или слабовольный человек ради блага страны отказаться от спасения и своей жизни, и жизни самых близких и дорогих людей? А кто-либо из нас пошел ли на такую жертву?
Кто-то может утверждать, что это произошло случайно, помимо воли императора Николая II, но это не так. После свержения монархии императорская чета и их дети не покидали свою страну и не собирали вокруг себя сторонников для обеспечения своей безопасности. Сам царь Николай II опасался, что из-за него и его семьи прольется чья-то кровь. Он даже за своих тюремщиков беспокоился, не хотел, чтобы они пострадали в результате действий по освобождению царской семьи.
Царь не пошел путем борьбы за свои интересы, потому что хотел избежать гибели людей, страданий, новых бед. Он, Александра Федоровна, их сын наследник и дочери мужественно и безропотно приняли свою судьбу. Святитель Тихон (Беллавин) верно признал, что и отречение царя Николая II от престола, и его нежелание провести остаток жизни в покое и безопасности вдали от терзаемой страны были вызваны сострадательной любовью к России, готовностью разделить постигшее ее горе. И это достойный пример христианского отношения к своей Родине для нас, современных россиян.
Что касается понятий силы и слабости, то, надо заметить, что в политике и в христианстве они имеют различные значения. История знает немало сильных властителей, которые отличались хитростью, лицемерием, цинизмом и другими чертами, несовместимыми с христианской нравственностью. И когда некоторые историки утверждают о слабости характера последнего царя, следует помнить, что под нею его современники часто не распознавали христианские качества царя страстотерпца. Так, по замечанию одного из государственных деятелей его эпохи, за слабоволие Николая II принимали его долготерпение.
Другой пример — обвинение царя в равнодушии к судьбе страны на основании того, что он воспринимал важные известия, не проявляя эмоций, в то время как он обнаруживал самообладание и сдержанность. По свидетельству министра иностранных дел С.Д. Сазонова, царь не изменял своего отношения с окружающими, чтобы ни происходило в его душе. О его крайней обеспокоенности за жизнь наследника в минуты особой опасности можно было догадаться только по «некоторой молчаливости и ещё большей сдержанности», что, очевидно, было следствием молитвенной сосредоточенности.
Возражая на обвинения царя в равнодушии, Сазонов, лично знавший царя и его подлинное отношение к стране, утверждал, что «на самом деле Николай II много, глубоко размышлял о будущем России и власти, и много делал для Родины». Но сам царь никогда не оправдывался, не стремился к показному поведению, ибо предстоял всеведущему Господу. Так и нам, современным христианам не стоит идти на поводу у соблазнов окружающего мира из опасений показаться ретроградами, моралистами и т.п. Нам надо иметь смелость и силу воли быть честными и верными последователями Христа во всех обстоятельствах нашей жизни
Теперь перейду к теме патриаршества, чему посвящена наша конференция.
Патриаршество было упразднено, как вы помните, тоже на волне реформ и глобальных изменений русской жизни. Петр Первый, резко меняя, а где-то и ломая жизнь страны, посчитал себя вправе реформировать и церковное устройство. Появился Святейший Синод, а Церковь лишилась права иметь Предстоятеля на два столетия.
Какова роль Предстоятеля? Быть молитвенником за всю Церковь и всю страну. Говорить правду, когда другие боятся последствий этого. Давать нравственную оценку, сдерживать тех, кто готов пролить чужую кровь. Просить милости у власть имущих для опальных, страдающих, нуждающихся. Давать нравственные ориентиры, призывать людей к добру, свету. Это очень сложное служение, которое, как мы знаем, могло закончиться и темницей, и насильственной смертью.
И в тяжелом для страны 1917 году у Русской Православной Церкви после двухсотлетнего перерыва появился Патриарх. Страна была ввергнута в водоворот конфликтов и неопределенности. Для неё особенно было важно понимание происходящего, способность хотя бы насколько-то ориентироваться в том, что происходит. Как мы и сегодня имеем возможность убедиться, резкие изменения в жизни страны и общества, обычно приводят к тому, что для значительной части людей и нравственные ориентиры оказываются уже не столь незыблемыми, а то, что совсем недавно воспринималось как само собой разумеющееся и единственно возможное, подвергается сомнению или даже отрицается. Изменения, которые пережили люди в 1917 году, были очень резкими, они коснулись всех сфер жизни, люди были растеряны и не понимали происходящего, не знали, что ещё может произойти, чего следует ожидать, как это воспринимать. Задумайтесь, незадолго до событий 1917 года, в 1913 году, было пышное празднование трехсотлетия Дома Романовых. И большинству жителей страны монархия казалась незыблемой. И вот – революция, отречение царя, ещё революция, страна оказывается охваченной Гражданской войной. И среди всего этого хаоса, среди всех страданий у верующих был человек, который старался защитить Церковь от притеснений, не уставал напоминать людям о правде Божией, не страшился давать оценку событиям, при известии о которых совесть не позволяла равнодушно промолчать. Святитель Тихон не побоялся обратиться к верующим, открыто осудив расстрел последнего царя Николая II и подчеркнув, что христианская совесть не может согласиться с такими действиями власти.
Известны слова святителя Тихона: «Пусть имя мое исчезнет для истории, лишь бы Церкви была польза». Служению Церкви святитель посвятил всю свою жизнь. Ко времени избрания Патриархом святитель Тихон имел немалый опыт архипастырского служения. Он служил в Польше, в Северной Америке, где с особой силой проявилось его миссионерское дарование. Впоследствии святитель Тихон совершал свое архипастырское служение на Ярославской кафедре, а затем на Виленской.
Опыт и стойкость в вере помогли святителю противостоять не только внешним посягательствам на само существование Церкви в новом государстве, но и опасности внутреннего раскола. На волне изменений везде и всюду, на волне отмены того, что совсем недавно казалось вечным, пересмотра того, что столетиями пересмотру не подлежало, изменений множества правил жизни общества нашлись люди, которые посчитали уместными и своевременными и значительные изменения внутри Церкви – возникло обновленчество. Не надо забывать и о том, что новая власть поддерживала внутренний раскол, надеясь «развалить» Церковь. Святитель Тихон призывал к покаянию тех, кто уступил соблазну разделения, раскола, обновленчества. И этот голос был услышан многими из тех, кто сначала поддался искушению. Они раскаялись и вернулись в истинную Церковь.
Гонения на Церковь, арест, неоднократные допросы подорвали здоровье святителя и ускорили его кончину. Сегодня, в год юбилея восстановления патриаршества, мы должны понимать, что в том, что Церковь выстояла в те тяжелые годы, велика заслуга святителя Тихона.»