«

»

Идущий к Свету и несущий свет

Жизнь алтайского миссионера, протоиерея Василия Ивановича Вербицкого служит высокопоучительным примером того, что может сделать в глухом, заброшенном углу человек, ищущий деятельности и желающий принести посильную пользу, как окружающим его, так и науке.

Сын дьячка, «сирота с детства», как сам он о себе пишет, Вербицкий окончил Нижегородскую духовную семинарию в 1846 году «по второму разряду». Работал учителем, его ожидало «видное служебное положение», поскольку на него обратило внимание епархиальное и светское начальство. Но он предпочел другую жизнь. С 1853 года он служил в Алтайской духовной миссии. В общей сложности, продолжалось это служение 37 лет, из них 25 лет в улусе Кузедеевском Кузнецкого округа.

Прослужить 37 лет в Алтайской миссии, в особенности, в первые годы её нищенского материального существования, когда она не имела никаких средств, когда она питалась, большею частью, скудными крохами, когда Алтай представлял во всех отношениях несравненно больше трудностей и для миссионерского на нем делания и для жизни делателей — это настоящий подвиг. О трудностях миссионерской жизни сам покойный протоиерей написал однажды следующее: «Делать одно дело, делать его не год, не два, а целых три десятка лет — требует от человека постоянства и особенной любви к избранному делу. При благоприятных условиях всякое дело становится легким и даже приятным. Не таково дело миссионерское: это — война без перемирия. Как в военное время солдатам нет возможности пользоваться разными удобствами, так и миссионеру об удобствах помышлять не приходится. Едет он и весною и осенью, и летом и зимою, и в вёдро и в ненастье, не в каком-либо крытом экипаже, а на седле, будучи подвержен всем переложениям воздушным. При ясной погоде, летом, езда безопасна. А во время дождей? Намокнет путник до костей, а тут надо карабкаться на перевал, где от страшных ударов грома на глазах валятся разбитые деревья и конь от страха падает на колена; затем надо спускаться вниз, по страшной крутизне…  Весною и осенью весь мокрый, дрожащий от холода миссионер жаждет, где бы отогреться и обсушиться. В этом положении расстояние делается, т. е. представляется, необыкновенно большим. Во время поездок, и обед, и ужин, утренний и вечерний чай составляет одно кушанье: кирпичный чай с сухарями и — сухари с чаем».

Первые свои миссионерские путешествия по Горному Алтаю отец Василий совершил, будучи священником Майминской церкви Сошествия Святаго Духа. В это время его помощником был катехизатор рясофорный монах Михаил (Невский) — будущий Начальник Миссии, а затем митрополит Московский Макарий. Когда Преосвященный Макарий (Невский) стал начальником миссии, протоиерей Василий Вербицкий был определен Помощником Начальника Алтайской и Киргизской Миссии Томской епархии и старшим миссионером Улалинского отделения Миссии (назначение было 15 февраля 1884 г.).

Отец Василий Вербицкий изучал топографию и этнографию Алтая, работал над языками местных наречий, собирал и записывал народные сказания. Все время, свободное от прямых служебных обязанностей (а его было немного), посвящал научным исследованиям, занятиям пчеловодством, ботаникой и метеорологическими наблюдениями. Как пчеловода, его знали не только в Сибири, но и в европейской части страны.

С самого начала своего поступления в миссию, священник-миссионер горячо принялся за изучение алтайского языка, прекрасно сознавая, что без знания языка местных инородцев немыслимы ни успешная среди них миссионерская деятельность, ни столь тесно связанная с нею для каждого миссионера деятельность в области этнографии. Результатом этого изучения явилась сначала его «Краткая грамматика алтайского языка», а потом, по накоплении достаточного материала, собиравшегося непрерывно в продолжение 30-ти с лишним лет, он пополнил этнографию капитальным лингвистическим трудом, занимающим около 500 страниц, под заглавием: «Словарь алтайского и аладагского наречий тюркского языка».

Многие свои исследования он публиковал в периодических изданиях. Из статей, опубликованных в 1869 – 1870-х гг. составилась позднее книга «Алтайцы». До революции 1917 г. было опубликовано 104 работы Вербицкого по истории, языку, культуре, мифологии, религиозным представлениям, хозяйственным занятиям алтайцев. Многое о религиозных представлениях коренных народов Горного Алтая нам сейчас известно только благодаря его работам.

За свое сотрудничество с некоторыми учеными обществами протоиерей Василий Вербицкий был избран действительным членом Императорского Московского общества акклиматизации растений, членом-сотрудником Западно-Сибирского русского географического общества, действительным членом Томского статистического комитета.

Еще один известный миссионер, священник Василий Постников так характеризовал Вербицкого: «Отец протоиерей был прост, прямодушен и всех привлекал к себе своим обращением. Кузнецкие татары так любили, уважали и доверяли покойному, что все зайсанские печати всех черневых Кузнецких зайсанов хранились у него до самого его выезда из Кузнецкого округа. Пользуясь таким расположением к себе народа, отец протоиерей больше всех миссионеров окрестил инородцев». По словам епископа Владимира, бывшего тогда начальником Алтайской духовной миссии, отцом Василием Вербицким, за все время его миссионерской деятельности, было обращено в христианство 2 117 язычников.

К подчиненным отец Василий был не начальником, а старшим братом, а к меньшей братии — самым нежным отцом. Его, как начальника, не боялись, а любили, и из любви к нему не дозволяли себе предосудительных поступков, чтобы не огорчить любимого старца. Ни от кого не было у него секретов, душа его была для всех открыта.

Начав свою деятельность в миссии в 1854 году священником походной миссионерской церкви Всемилостивого Спаса в Улале и отдав четверть века земле Кузнецкой, протоиерей Василий Вербицкий закончил свою жизнь и миссию в Улалинском стане.

12 октября 1890 г., после ранней Божественной литургии в Улалинской церкви 60-ти пудовый колокол возвестил жителям Улалы о смерти дорогого всем человека, напутствованного в загробную жизнь Святыми Тайнами, и Таинством елеосвящения. Погребен он был «в каменном склепе по левую сторону алтаря» соборного храма Всемилостивого Спаса, построенного в 1875 году на месте дома первого крещенного архимандритом Макарием алтайца Элески-Иоанна.

В сентябре 2020 года, накануне Дня алтайских миссионеров, вблизи могилы отца Василия, разрушенной (как и могилы других участников миссии) при строительстве здания кооперативного техникума, был установлен Поклонный крест. В настоящее время здесь, при поддержке Фонда президентских грантов, начато  обустройство Сквера алтайских миссионеров.

Протоиерей Сергий Башкатов