12 июля в день памяти святых первоверховных Апостолов Петра и Павла – престольный праздник Петропавловской церкви села Кош-Агач.
«У Господа нет разделения на радость пасхальную, святочную, или радость иного праздника. Вся радость, которая касается нашей души, духовная радость – это радость от общения с Самим Господом, печать Благодати Святого Духа Господа Животворящего, и она неизменна в своих свойствах».
Как мы уже писали, Кош-Агачский приход к престольному празднику готовился долго и основательно. И вот настал этот долгожданный день. 11 июля на Вечернее Богослужение приехали гости — 21 человек. В их числе были протоиерей Георгий Балакин – настоятель майминского Свято-Духовского храма, диакон Максим Герб, диакон Евгений Остроухов, паломники, хор. Как хор, так и большинство паломников прибыли из Свято-Духовской церкви села Майма. К Литургии в день праздника приехал и владыка Каллистрат — епископ Горноалтайский и Чемальский. При входе в храм он рассказал, что вчера был приглашен на важное мероприятие, которое проходило в музее им. Анохина и было посвящено 200-летию Михаила Васильевича Чевалкова. По словам владыки, — «Мы помним и чтим отца Михаила Чевалкова не только как первого священника из числа алтайцев, заслужившего высокое (а по тем временам весьма высокое) звание протоиерея, не только как первого алтайского писателя, не за труды его только по составлению алтайской письменности, но и как выдающегося «народного дипломата».
В конце XVIII – первой половине XIX вв. территория двух районов (Кош-Агачского и Улаганского), называвшихся тогда первой и второй Чуйскими волостями, находилась под двойным протекторатом – России и Китая. Жителей этих волостей было принято называть двоеданцами. В этот период будущий священник Михаил Чевалков служил толмачём, т.е. переводчиком при Алтайской духовной миссии. Именно в качестве переводчика летом 1863 г. он сопровождал в поездке на границу Андрея Густавовича Принтца – офицера Российского Генерального штаба в чине штабс-капитана (впоследствии героя Русско-турецкой войны 1877-1878 гг.). Принтц занимался описанием военных, топографических и экономических подробностей жизни окраин России. В разговорах Михаил Васильевич выяснил, что китайские чиновники обирали народ, доведя население долины Чулышмана до состояния крайней бедности и используя собираемую дань в собственных интересах. Чевалков со своими спутниками разрушил китайские пограничные знаки и убеждил зайсанов и других видных представителей теленгитов перейти в российское подданство. Посовещавшись, жители дали Чевалкову устное обещание перейти под руку белого царя, закрепив соглашение рукопожатием. В следующем, 1864 году Михаил Васильевич Чевалков сопровождал в поездке к верховьям реки Чуя Томского губернатора Германа Густавовича Лерхе. По приезде губернатора зайсаны подтвердили данное ими Чевалкову год назад обещание перейти под руку белого царя. В это время Г.Г. Лерхе русским купцам сказал так — вы тут ведетё торговлю, что ж вы не построите православный храм. Один из купцов дал деньги на строительство храма. В 1871 году в селе Кош-Агаче был построен храм первоверховных апостолов Петра и Павла – рассказал Владыка.
Его Преосвященство епископ Каллистрат возглавил в храме Божественную литургию. Владыке сослужили: протоиерей Георгий и наш настоятель иерей Владислав, дьяконы отец Максим и отец Евгений. Очень отрадно душе было слушать благолепное пение хора Майминской церкви. Особенно порадовало и то, что молитвы читались как на русском, так и на алтайском языках. В конце Литургии по обычаю празднования престольных праздников был совершён молебен святым апостолам Петру и Павлу с крестным ходом вокруг храма. В этот день помянули первого алтайского миссионера и организатора Духовной Миссии преподобного Макария. Также Владыка вручил Благодарственные письма прихожанам: благотворителю Петропавловской церкви и строителю храма в селе Ташанта, жителю Новокузнецка С.В.Еременко, а также Г. В.Шевцовой, О.Н. Пеговой, К.В.Санниковой.
По окончании богослужения, епископ Каллистрат поздравил прихожан, духовенство и всех пришедших в этот день разделить с приходом радость престольного торжества. Поздравил православных христиан Чуйской долины с праздником глава села Кош-Агач Д.Б. Кыдырбаев.
В большом церковном доме силами прихожан был накрыт праздничный стол. Главным блюдом была рыба. Салаты, фрукты овощи, кулинарные изделия украшали стол. Трапезу вместе с священнослужителями раздели прихожане. Епископ Каллистрат в этот день посетил село Ташанта, где освятил поклонный крест и закладной камень будущего храма в честь святого благоверного Великого князя Александра Невского.
Хор по просьбе настоятеля показал небольшой концерт военнослужащим отдельной радиолокационной роты ПВО, дислоцированной в Кош-Агаче.
По церковному уставу, День памяти святых первоверховных Апостолов Петра и Павла, завершается Петров пост, учрежденный церковью в память о служении и страданиях святых апостолов. Праздник Петра и Павла всегда был своеобразным рубежом, разделяющим летние работы на две половины. После Петрова дня начиналась подготовка к сенокосу и жатве, а до этого дня все силы крестьян направлялись на рост и увеличение урожая.
Эмилчи Санина
газета «Чуйские зори»