«

»

Православное понимание духовности

епископ КаллистратГоворя о православном понимании духовности мы, прежде всего, должны определить, что собственно такое духовность.

Как видно из самого слова «духовность» оно происходит от слова «дух» и означает:

1) Действие Святого Духа в мире, проявляемое в людях, предметах или жизненных обстоятельствах.

Так, например, схождение благодатного огня в Иерусалимском храме в Великую Субботу, явное чудо Божие, ежегодно являемое людям – это проявление силы Святого Духа и, следовательно, духовное событие.

Евангелист Иоанн Богослов описывает следующее событие: однажды Господь дунул на своих учеников и сказал им: «примите Духа Святого» (Ин. 20, 22), а с Ним и «власть вязать и решить», — (то есть накладывать прещения и освобождать от прещений). «То, что свяжете на земле, будет связано и на Небе, а что отпустите на земле, будет отпущено и на Небе» (Мф.18, 18). Эта власть, полученная святыми апостолами от Господа, была впоследствии ими передана через возложение рук (хиротония, рукоположение) первым епископам.

Епископы в свою очередь рукополагали других епископов и пресвитеров (священников), другие епископы, в дальнейшем, новых епископов и новых священников.

Такая преемственность иерархии прослеживается на протяжении всей истории существования православной Церкви и доходит до ныне здравствующих православных патриархов: Константинопольского, Александрийского, Иерусалимского, Антиохийского, Московского и иных православных патриархов, а также множества других епископов и священников. Таким образом, все священнослужители, имеющие законное каноническое рукоположение могут действовать «со властию», совершая таинства.

Например, если священник исповедует человека и отпускает ему грехи, прощает и разрешает от их власти, то и на Небе этот человек считается свободным от  исповеданных грехов. Такое и подобные сему таинства совершаются действием Святого Духа, и, следовательно, являются духовными действиями. Отчего и всех православных священнослужителей называют также духовенством.

2) Существует мир видимый, материальный и мир невидимый, духовный.

Невидимый мир называется духовным потому, что его населяют бесплотные существа – ангелы или духи.

Каждый человек принадлежит к обоим мирам и материальному и духовному, так как имеет не только тело, но и душу. Взаимоотношения человеческой души с миром духов, также  относятся к категории духовных отношений.

Ангелы, «служебные духи в службу посылаемые» (Евр. 1, 14), – говорит Священное Писание. Однако не все ангелы сохранили свою верность Богу и служат Ему. Некоторые из них отпали от Бога, получив название падших ангелов или бесов. «Не всякому духу верьте…», – предупреждает апостол Иоанн (1 Ин. 4, 1). Следовательно, не всякий контакт с духовным миром благо для человека, ведь можно встретиться с ангелами, а можно и с бесами. Поэтому Церковь всегда предупреждает об опасности проникновения в духовный мир вне традиции Православия. Например, так называемые «целители», которые черпают «энергию из космоса» вполне могут не вылечить, а навредить – чему мы хорошо знаем примеры.

3) Одной из главных обязанностей каждого христианина является последование за Христом.

Господь говорит: «если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною» (Лк. 9, 23). Каждый христианин, обетами, произнесенными при святом Крещении, принял на себя обязанность быть рабом и служителем Господа Иисуса Христа, – пишет святитель Игнатий Кавказский, – пос­ледовать Господу Иисусу Христу непременно должен каждый христианин.[1]

При правильном последовании за Господом подвижник в обязательном порядке встречает противоборство со стороны падших духов – бесов. Такое противоборство в церковной традиции называется невидимая или духовная брань (борьба).

Вот один из примеров такой духовной брани.

Оптинский архимандрит Исаакий (+ 22 авг. 1894), тоже впоследствии старец великого духовного опыта, в юности, еще живя в миру, готовился к монашеству и подвижничал. Так он ежедневно полагал по 1000 поклонов. Когда он поступил в Оптину пустынь, он сказал об этом старцу Льву.

Тот дал ему послушание – совершать ежедневно по 50 поклонов. Через некоторое время о. Исаакий приходит к старцу и говорит, что ему трудно исполнить данное послушание. Старец велел ему полагать по 25 поклонов. Прошло еще несколько времени и о. Исаакий опять говорит старцу, что ему трудно исполнять и это малое послушание. «Простите, батюшка, — говорил он, — я не могу понять, почему мне так тяжело полагать 25 поклонов, когда в миру я легко полагал 1000». Тогда старец объяснил ему: «В миру тебе враг помогал. Ты полагал много поклонов и гордился этим, а тут ты совершаешь поклоны не по своей воле, а за послушание, видишь свою немощь и смиряешься, – оттого тебе и трудно»[2]

Такая духовная борьба возникает с каждым человеком, идущим путем спасения. Не нужно бояться этой борьбы, но, призвав помощь Божию, проходить свой христианский путь, неся свой крест во славу Божию и во спасение души.

Победить в духовной борьбе можно только лишь с помощью Божией, потому что борьба эта «не против плоти и крови» (Еф. 6,12), а против «духов злобы» — бесов, перед которыми человек без Бога бессилен.

Преуспевающие в такой борьбе христиане обычно называются людьми духовными, от того что во-первых ведут борьбу с падшими духами, а во-вторых, призывая помощь Божию становятся носителями Святого Духа Божия.

[1] Святитель Игнатий (Брянчанинов). Собрание сочинений. Том I. — М.: «Ковчег», 2006. С 12.

[2] Никодим (Кононов), еп. Жизнеописание отеческих подвижников VII и XIX вв. Том дополнит, ч. I, М. 1912, стр. 735.