«

»

На заседании научного лектория «Крапивенский 4» обсудили проблемы трансгуманизма в свете христианской антропологии

21 апреля 2021 года в Российском православном университете св. Иоанна Богослова в Москве состоялось очередное заседание научного лектория «Крапивенский 4». С докладом на тему «Трансгуманизм в свете христианской антропологии» выступил доктор философских наук, доктор богословия В.Н. Катасонов.

Мероприятие прошло при поддержке Научно-аналитического центра Всемирного русского народного собора и Русской экспертной школы.

Докладчик отметил, что термин «трансгуманизм» возник в 1960-х гг. и впервые был использован общественным деятелем Джулианом Хаксли. В указанную эпоху получили распространение идеи светского гуманизма, атеизма, внерелигиозной этики, а также т.н. крионики (заморозки человека).

На развитие трансгуманистических идей большое влияние оказала значительная математизация науки, а также развитие компьютерной техники. В 1990 году была организована «Всемирная ассоциация трансгуманистов».

Трансгуманизм декларирует возможность развития жизни и разума вне рамок «человеческих форм» с помощью науки и технологий. Соответственно, в трасгуманизме получают развитие такие идеи, как «моделирование мозга», «перезагрузка сознания», «свободное от материи сознание». Предполагается достижение «точки сингулярности», когда машины и искусственный интеллект научатся воспроизводить себя.

В.Н. Катасонов отметил, что, несмотря на весь «пафос», идеи трансгуманизма несостоятельны и утопичны. Так, относительно «пересадки сознания» неясно, что собственно «пересаживать», поскольку вопрос о том, что такое сознание, наукой не решен. Также многие особенности человека принципиально не получается смоделировать — например, наличие свободы выбора (недетерминированность). Со свободой связана ответственность человека, его культура, творческая способность человека, религиозная жизнь и пр. Все это смоделировать невозможно.

Говоря об отношении христианства к трансгуманизму, В.Н. Катасонов, прежде всего, отметил, что Церковью уже был отвергнут платонизм (неоплатонизм), с его идеями о вечной материи, предсуществовании душ и прочем. Трансцендентный Бог в философии платонизма, как и трансгуманизма, не предполагается. В то же время, в христианской антропологии, предполагающей существование Творца и человеческой свободы, положены четкие границы, которые трансгуманистическая идеология преодолеть не в состоянии.

Докладчик отметил определенное трансгуманистическое измерение процесса цифровизации, в котором человек сводится к своему «цифровому» образу, преодолеваются традиционные социальные связи, человек все более остается в одиночестве — наедине с миром и самим собой, что упрощает манипуляцию над людьми и имеет, тем самым, политические последствия.

Следующее заседание научного лектория «Крапивенский 4» состоится 5 мая. С докладом на тему «Формирование представления о личности в российской общественной мысли XIX-XX веков» выступит доктор исторических наук Ф.А. Гайда.

Лекторий «Крапивенский 4» организован Российским православным университетом, Всемирным русским народным собором и Русской экспертной школой. Руководитель лектория «Крапивенский 4» — первый заместитель председателя Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ, декан социально-гуманитарного факультета РПУ, доктор политических наук А.В. Щипков. Лекторий проходит еженедельно по средам с 18.00 до 19.00 (мск).

Ссылка на оригинал новости: http://www.patriarchia.ru/db/text/5802670.html