История развития биосферной территории Алтайского заповедника неразрывно связана с Челушмано-Телецким направлением деятельности Алтайской духовной миссии, которой в 1844 – 1865 гг. руководил протоиерей Стефан Васильевич Ландышев, преемник преподобного Макария. Именно он оставил интереснейшие свидетельства о первозданной природе Горного Алтая. В частности, в письме к Н. священнику Н.Д.Л., написанному 21-го января 1847 года из Бийска (170 лет назад!), Стефан Ландышев пишет о Телецком озере, местных жителях Телессах и их «близких соседях, рослых медведях».
«Алтын-Нор, Алтын-Куль, Телесское, или Телецкое озеро найдено русскими в 1632 году. Глубокая тишина царствует на озере и величественных берегах его. Только по местам шумят водопады, и иногда бушуют ураганы, особенно осенью продолжительные и ужасные. Рано утром, чую невзгоду, морщится озеро, грозно вздымаются воды его, когда настает ураган, и долго после того оно не находит в своем ложе покоя. Есть и еще возмутители спокойствия жителей при Телецком озере; это близкие соседи их – рослые медведи, обитатели недоступных для человека дебрей и гор; но они такие робкие, что не смеют идти на твердый голос взрослого человека; и самые дети, оставаясь в юрте одни, не редко прогоняют сих незванных гостей горящими головнями. Южный берег озера необитаем; на нем только небольшая дельта Чулышмана представляет ровную почву и луговые места. Дикий, непроходимый западный берег, возвышаясь круто, во многих местах представляет доступ к нему почти невозможным; высокие, часто отвесно стоящие утесы его неспособны для обитания. Только северный берег Телецкого озера, и частично восточный представляют места, удобные для жительства. Но и там ныне только в трех местах имеют жилища Телессы, Калмыки, сродные с Телеутами. Лет за шесть здесь более было аилов их; но жестокая горячка, истребила многих из них; оставшиеся в живых скочевали. В конце августа 1846 года, в пятеры сутки, кругом объехали мы Телецкое озеро в легкой лодочке услужливых Телессов. Августа 29 дня служил я молебен на озере, освятил воды его, и поставил кресты на обоих краях его, умоляя распятого Господа просветить взирающих на оные».
И в наше время, на территории Алтайского биосферного заповедника, «на обоих краях его», стоят два православных креста. Один из них поставлен на высоком склоне заповедной Белинской террасы вместе с православной часовней (визит-центром «Апостолы Алтая»); они открыты Телецкому озеру и Чулушману. А в центральной усадьбе заповедника, в селе Яйлю, вместе с крестом построен православный Храм, который несет в себе идею и напоминание деятельности православных миссионеров Алтайской духовной миссии.
Стефан Ландышев по роду своей миссионерской деятельности много путешествовал, общался с людьми, о Горном Алтае он говорит следующие слова: «Алтай великолепен, как Афон: повсюду грозно величественные картины природы в чрезвычайно разнообразном смешении с видами невыразимо-приятными. То вечные льды, в виде изумляющих величием шатров и конусообразных столбов, возвышающихся над Алтаем и исчезающих в синеве небес; то самая роскошная флора. Как будто разноцветные ковры разостланы по горам и долинам, на свободных от лесу местах. Надоблачные скалы увенчаны всегда зеленеющими кедрами. Долины и ущелья орошают с шумом скачущие реки и речки, и никогда незамерзающие ключи; на самой высоте гор в озерах стоят воды.
Красота и величие Алтая возвышают дух до восхищения; смотря на эти горы Божьи, невольно чувствуешь какой-то благоговейный ужас».
Алтайский Государственный Природный Биосферный Заповедник
Александр Лотов