20 сентября – день основания Алтайской духовной миссии. В этот день, в 1830 году в местечке Улала, на месте впадения одноимённой речушки в реку Майму был крещён первый алтаец. Его звали Элеска (в крещении Иоанн). Крещение было совершено основателем Миссии преподобным архимандритом Макарием (Глухаревым).
Год назад, в день 185-летнего юбилея со дня основания Алтайской духовной миссии, Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию на центральной площади Горно-Алтайска, освятил крест на месте крещения первого алтайца и освятил закладку храма святых благоверных Петра и Февронии.
31 августа этого года, Патриарх во время своего визита доставил в Горноалтайскую епархию мощи святителя Макария, митрополита Московского и Алтайского, совершил освящение закладного камня в основание кафедрального собора Всемилостивого Спаса в центре столицы республики и посетил храм Преподобного Макария Алтайского. Именно в этом храме хранятся теперь мощи святителя Макария, называемого также Апостолом Алтая.
20 сентября 2016 года, день 186-летия Алтайской Духовной Миссии, по благословению епископа Горноалтайского и Чемальского Каллистарта, во всех храмах Горноалтайской епархии будет отслужен благодарственный молебен. В городе Горно-Алтайске этот молебен будет совершен ровно в полдень – в 12 часов дня, на месте крещения Элески — у Креста, освященного год назад Святейшим Патриархом. На него соберутся духовенство и прихожане храмов города и Маймы. И надеюсь, что служение благодарственного молебна в день основания Алтайской Духовной Миссии на том месте, где миссия началась – станет доброй традицией.
Мне же хочется рассказать ещё об одной истории, связанной с основателем Миссии архимандритом Макарием и местом крещения. История эта описана протоиереем Михаилом Чевалковым в автобиографическом произведении «Памятное завещание»: «Однажды в ночное время, во время занятия переводом Евангелия (на алтайский язык — ВП), отец Макарий закрыл глаза и, положив руки на стол, сидел. Я подумал, что он заснул. Он так неподвижно сидел около часа; потом открыл глаза и, показывая на устье реки Улалы, при впадении в реку Майму, сказал: «Нет ли там ключика?» (маленькой речки). Я сказал: «на той стороне Маймы есть речка, которая никогда не мерзнет». Он сказал: «Там нужно поставить избушку». После этого, по прошествии ещё недели, он таким же образом посидевши и открыв глаза, спросил, указывая рукой туда же «Нет ли там ключика?» Я ответил: «Там есть речка, которая никогда не мерзнет». Он сказал: «нам надо поставить избушку». Я подивился этим его вопросам. Это было зимой… По прошествии зимы, весной, после Троицы, я пришел к о. Макарию… Мы вышли, прошли по берегу Маймы против острова… Потом пришли мы к устью Улалы, при впадении в Майму. Когда мы пришли сюда, он сказал: «На той стороне нет ли ключика?» И, поднявшись на пальцах, внимательно рассматривал: нет ли на той стороне ключика? Я отвечал: «Там есть ключик». В этом месте, где мы остановились, был остров Улалы; вода тут была небольшая. Я хотел было положить через неё переход (дерево), но отец Макарий сказал: «Там, на ключике нужно поставить домик.»… На следующее утро я опять пришел, и, напившись там чаю, опять пошли туда же. Отец Макарий, остановившись на том же месте, с которого мы вчера смотрели, и опять приподнявшись на пальцы ног, рассматривая, сказал: «Там нет ли ключика?» Я ответил: «На той стороне Маймы при подошве горы есть ключик, который не мерзнет». Он сказал: «Там надо сделать маленькую избушку»… С того времени и доныне это не изглаживается из моей памяти и я не понимаю: для чего он меня спрашивал об одном и том же несколько раз?» (М.В.Чевалков «Памятное завещание». Горно-Алтайск 2007. С. 41-43).
Из приведённого фрагмента понятно, что и остров доныне существует под названием «Пионерский», и ключик под горой никуда не делся. А вот избушки на этом ключике нет. Может, в этом воспоминании первый священник из числа алтайцев, первый писатель, этнограф, народный алтайский дипломат, современник и ученик Преподобного Макария, передал для нас наказ основателя Миссии, и пришло время исполнить его завещание? Какой будет эта избушка и каково её назначение, мне представляется вполне понятным. Это должна быть купальня – специально оборудованное помещение для омовения в родничке. Чтобы каждый желающий мог приходить туда в любое время года и купаться в чистых водах, чтобы в день праздования Крещения Господня можно было там освящать воду, как это мы делаем в реках. Быть может, купальня будет в виде часовни. В любом случае необходимо поднимать этот вопрос на уровне администрации города, и на уровне Правительства РА, а затем приступать к разработке вариантов проекта, чтобы в ближайшее время начать строительство, как завещал Преподобный Макарий.
Диакон Владислав Поклонов